Сечин нашел виновников роста цен на бензин
15.11.2018Он считает, что независимые АЗС в некоторых регионах страны фактически являются монопольными структурами и нацелены на рост цены нефтепродуктов
Игорь Сечин. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Глава крупнейшей в России нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин обвинил в росте цен на бензин независимые сети АЗС.
«У нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании, в соответствии с антимонопольным законодательством, вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно», — пообещал в интервью «Коммерсантъ FM» глава «Роснефти».
Ранее Сечин оценивал долю независимых сетей на рынке в 30%. На самом деле в среднем она составляет 60%. Вот как ситуацию прокомментировал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев:
Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «После того, как вся проблема с неликвидностью бензинового рынка была переложена на плечи вертикально интегрированных компаний, в первую очередь, «Роснефти», конечно же нашлись люди и компании, которые вот эту самую прибыль утраченную решили присвоить себе. Это, безусловно, не рыночный ход, это несправедливо и чрезвычайно неприятно нефтяным компаниям, потому что они оказываются заложниками очень сложной рыночной ситуации, они работают себе в убыток. В то же время компании-посредники, компании-реализаторы забирают на себя прибыль и ожидания потребителей, что цены будут расти. В результате получается ситуация, которую необходимо как-то решать. При этом Федеральная антимонопольная служба парадоксальным образом становится на сторону этих нехороших людей, скажем так. Эта картина временная, ее следовало ожидать, есть несколько способов, которыми эти участники рынка получают свою сверхприбыль. Первый способ: партии многократно перепродаются, они первично покупают на бирже по фиксированной цене, установленной соглашением, нефтепродукты, то есть бензин и дизельное топливо для дальнейшей продажи. Потом они перепродают, причем перепродают во многих случаях сами себе по несколько раз. В итоге по завышенной цене это все уходит на реализацию, на АЗС. Страдает население, страдают и вертикально интегрированные нефтяные компании».
В свою очередь, с недоумением воспринял обвинения главы «Роснефти» Павел Баженов, президент Независимого топливного союза:
Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Абсолютное недоумение и непонимание, что этим господин Сечин хотел сказать. Во-первых, если докапываться до первопричин проблем, на сегодня оптовые цены очень сильно сначала выросли, а потом их зафиксировали на пике, и это при том, что экспортная альтернатива, которая да, действительно целый год у нас была значительно более привлекательной, а сегодня далеко не такая привлекательная, и внутренний рынок более интересный. Плюс сейчас переход в низкий сезон, когда традиционно цены снижались. Соответственно, все факторы, все условия для снижения оптовых цен были, но вместо этого зафиксировали цены практически на пике роста, при этом предусмотрев для розницы коридор в 4% маржинальности. 4% маржинальности — это тот коридор, который в принципе не способен даже затраты отбивать, что у нас, что у нефтяных компаний. Но нефтяные компании перераспределили свою доходность в опт теперь. А независимая розница — по сути это выглядит как смертный приговор. После этого обвинять независимые сети в какой-то монополизации каких-то рынков?.. Мы не производители, мы — магазины по продаже топлива. Откуда у нас может быть монополия? С чего? Мы не производим собственный товар, мы торгуем товаром тех же самых нефтяных компаний, в первую очередь, «Роснефти», особенно если говорить о Дальнем Востоке. И здесь говорить о монополии… Да, безусловно, повышение цен со стороны независимых операторов имеет место, но в чем причина этого повышения? Причина в бесконтрольном росте оптовых цен и необходимости соблюдать какую-то адекватную экономику бизнеса. Дороже вертикальных компаний — это очень рисковый и очень вынужденный шаг. Потому что когда ты дороже вертикально интегрированных компаний, у тебя однозначно происходит серьезный отток потребителей. Что и происходит, у нас по дизелю «Роснефть» гордо заявляет, что у них прирост, но откуда он взялся? У нас люди заправляться стали больше? Нет, это как раз тот самый отток клиентов с независимых заправок. И при этом нас обвинять в монополии удивительно! И еще не просто в монополии, а в сговоре с ФАС. Красивая картина».
Как пишет «Коммерсантъ», в результате заморозки цен и изменения торговой политики крупных нефтекомпаний кое-где в регионах, в частности, в Восточной Сибири начал фиксироваться локальный дефицит нефтепродуктов. В Восточной Сибири исторически велика концентрация независимых АЗС. Сообщается, что в Иркутске, Чите, Красноярске и Алтайском крае заявки независимых заправок на топливо выполнялись на прошлой неделе лишь на 5-10%.
Источник: bfm.ru