Каким сексом можно заниматься христианам
19.09.2018
>
Церковь всегда уделяла внимание интимной стороне жизни
Католическая церковь постепенно меняет отношение к различным проявлениям человеческой страсти. Этому способствует политика нынешнего папы римского Франциска — понтифик постоянно призывает видеть в различных проявлениях человеческой натуры не грех, а Божью волю.
Очередное заявление на щекотливую тему папа римский сделал на встрече с французской молодёжью: Франциск назвал секс даром божьим. «Сексуальность, секс — это дар божий, который он нам даёт. И у этого дара две цели — любовь и рождение новой жизни. Любовь между мужчиной и женщиной, когда она страстная, ведет тебя к вечной жизни», — определил своё отношение к интиму понтифик. При этом напомнил, что секс должен происходить по любви, и осудил такое явление как порнография, которое существует ради извлечения прибыли. С позицией папы римского согласились и в Русской Православной Церкви. По словам главы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Димитрия Смирнова, секс — неотъемлемая часть брака.
Здесь можно вспомнить, что ещё в 2013 году, практически сразу после своего избрания, понтифик высказал смелое утверждение по поводу однополых отношений. «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?» — задался тогда вопросом новый Папа, чем спровоцировал бурную дискуссию среди католиков всего мира.
Бог как проявление любви
О том, как относиться к проявлению сексуальности человека, христианские богословы спорят на протяжении последних двух тысяч лет. В Библии не даётся прямого ответа на вопрос, однако некоторые выводы оттуда сделать можно.
Из трудов, признанных всеми христианами, следует, что церковь всегда благосклонно относилось к интиму между законными супругами. «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть», — говорится в 19 главе Евангелия от Матфея. Более того, в первом послании апостола Павла к Коринфянам прямо указывается, что воздержание между мужем и женой не приветствуется Богом и может быть использовано врагом рода человеческого для искушения:
«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
Похожей позиции придерживался и святитель Иоанн Златоуст:
«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство».
Evandro Inetti/ZUMAPRESS.com/GlobaL Look Press
Папа Римский Франциск
В то же время христианство однозначно осуждает неверность любимому человеку и расторжение брака по любой иной причине, кроме как супружеская неверность. Но что считать браком, в котором муж и жена должны стремиться к удовлетворению сексуальных потребностей друг друга, в священных книгах не сказано. На протяжении более тысячи лет официальные браки между христианами никак не регламентировались. Только в конце XI века, уже после раскола на западную (католическую) и восточную (православную) церкви, папа римский Григорий VII постановил, что заключение брака может осуществляться только церковью. В 1184 году заключение союза между мужчиной и женщиной было объявлено таинством подобно причастию и крещению, то есть действием, через которое на человека нисходит божественная благодать. Но не стоит забывать, что сам Христос однажды заступился за неверную жену, которую хотели побить камнями. «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в неё камень» (от Иоанна 8:7).
Одновременно церковь всегда однозначно негативно относилась к гомосексуальным отношениям. Сам Христос об однополой любви ничего не говорил, в то же время церковь всегда ссылалась на послание Павла к Коринфянам:
«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют».
Противники жёсткого подхода к геям пытаются парировать фразой из 4 главы первого послания Иоанна: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Какой будет эта любовь, не уточняется, говорят сторонники однополых браков из числа христиан.
Многие богословы не признают такого вольной трактовки священных текстов, однако признают, что церковь должна относиться к геям с пониманием, исходя из принципа, что только Бог может точно знать, кто грешен и кто нет.
«Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матфея 5: 43−45).
Жёсткие толкования
За время существования христианства церковь для проведения в жизнь своей политики научилась пользоваться не только каноническими священными текстами, но и трудами богословов. Многие из них в первые века нашей эры были воспитаны не только на Библии, но и на трудах греческих философов-стоиков, ставивших дух выше плоти. Ключевую роль в определении отношения церкви к сексу сыграл святой блаженный Августин — он жил в IV веке на территории современного Алжира и первым установил связь между первородным грехом и интимными отношениями.
По мнению Августина, сексуальные желания сподвигли Адама поддаться искушению Евы и попробовать запретный плод, что привело к изгнанию человечества из рая. Сексуальное влечение Августин называл «похотью», подразумевая под ней иррациональные желания, которые мешают человеку осознанно общаться с Богом. Более того, по мнению святого, все потомки Адама и Евы были порождены на свет из-за похоти, а потому ответственность за ослушание первых людей лежит на всех поколениях.
«UPI»
Кадр из фильма «Мария Магдалина»
Свою роль в пропаганде воздержания и утверждения в христианах чувства постоянной вины за сексуальную жизнь также сыграло появление монашества, когда давшие добровольный обет безбрачия проповедники стали учить секретам семейной жизни мирян.
«Законною целью соединения с женщиной должно быть рождение и воспитание детей. Когда же вступающий в бpак имеет в виду только чувственные наслаждения, стpемится только угодить похотям своей плоти, то он глубоко заблуждается и таким соединением с женщиной вносит беспоpядок в жизненные отношения, дуpные последствия котоpого вполне естественно отзываются на нём самом и его потомстве», — учил живший на рубеже VI—VII веков святой Максим Исповедник.
Попытки различными способами регламентировать интимную жизнь людей предпринимались в католической и православной церквях многие века. Однако в последнее время всё больше священнослужителей стали придерживаться более либеральных взглядов на сексуальную сторону жизни. Тем более современный мир требует большей открытости. В начале этого года папа римский сделал важное для общего понимания отношения церкви к верующим признание. Он заявил, что часто предавался унынию и сомневался в вере. Этим понтифик дал своего рода сигнал: если сомневаться может предстоятель церкви, то и к слабостям мирян надо относиться более чутко и снисходительно.
Источник: news.ru