Как спор Москвы и Константинополя скажется на прихожанах
23.10.2018
Православные верующие во время праздничного богослужения в храме Христа Спасителя
>
Решение Константинопольского патриархата открывает возможность для компромисса
Московская и Константинопольская патриархия не намерены отступать в вопросе автокефалии (полной самостоятельности) православной церкви на Украине и продолжают настаивать на своём видении ситуации. Однако, несмотря на тяжёлый характер противостояния, возможности для компромисса сохраняются. Какие — рассказывает News.ru.
Константинополь лишает выбора
Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что все его решения обязательны к исполнению всеми православными христианами. «Нравится это нашим русским братьям или нет, довольно скоро они последуют решению Вселенского патриархата, поскольку у них нет другого выбора», — сказал Варфоломей. При этом вселенский патриарх добавил, что на его плечи возложена миссия по спасению мирового православия от национализма, а поведение РПЦ характеризуется «чёрной пропагандой» с «хорошо оплаченными статьями». По мнению Варфоломея, право на решение вопросов об автокефалии ему дано Вселенскими соборами.
В РПЦ ответили, что Варфоломей самочинно присвоил себе право управлять всеми церквями. «Православный Вселенский собор не предусматривает особых привилегий для Константинопольского патриархата. Кроме привилегий чести, не дающих каких-либо властных полномочий вне предела этой церкви. Соответственно, никакой нужды подчиняться решениям Константинополя ни у Русской православной церкви, ни у какой-либо другой нет», — пояснил позицию секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата Игорь Якимчук.
Обе стороны в своих решениях ссылаются на различные канонические тексты, многим из которых, как например решениях Вселенских соборов, больше тысячи лет. С одной стороны, на Четвёртом Вселенском соборе (Халкидонском) в 451 году константинопольский патриарх Акакий был впервые удостоен титула вселенского — архиепископа Нового Рима и вселенского патриарха. В то же время спорным остаётся вопрос, можно ли предстоятеля Константинопольской церкви считать неким «православным папой», то есть человеком, чьи решения обязательны к исполнению всеми церквями.
Sezayi Erken/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
Константинопольский патриарх Варфоломей
15 октября Священный Синод РПЦ на выездном заседании в Минске принял специальное заявление о прекращении евхаристического общения с Константинопольской церковью. Отныне представителям клира и мирянам РПЦ запрещено участвовать в таинствах в константинопольских храмах. Для обоснования своей позиции Московская патриархия ссылается на трактовку решения Халкидонского собора за авторством преподобного Никодима Святогорца: «Константинопольский предстоятель не имеет права действовать в диоцезах и областях других патриархов».
Сомнительным в РПЦ видят и решение Варфоломея отменить как временный переход Украинской церкви из-под Константинополя к Москве в 1686 году. Упомянутый Четвертый собор чётко установил время пересмотра подобных решений протяжённостью в 30 лет. Нашли в Московской патриархии и аргументы, чтобы не признавать каноническими Автокефальную Украинскую православную церковь и Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Как замечают члены Священного Синода РПЦ, Константинополь неоднократно признавал самопровозглашённые структуры раскольническими. При этом, по устоявшейся церковной традиции, раскол считается хуже ереси, то есть отклонения от догматов.
В то же время в истории были прецеденты, когда даже серьёзные расколы удавалось преодолеть. Как писал ранее News.ru, Московская патриархия в 2007 году нашла возможности для восстановления связей с Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ), которую раньше признала раскольнической. И вовсе не исключено, что подобным образом константинопольский патриарх хочет преодолеть и конфликт на Украине, объявив бывших раскольников каноническими церквями.
Церкви на Украине
Двоякость и спорность решения Константинопольского патриархата о снятии анафемы и начала процесса предоставления автокефалии в то же время открывает возможность для компромисса. Фактически сейчас на Украине будут действовать несколько канонических церквей. Первая — Украинская православная церковь Московского патриархата. Она имеет свыше 11 300 приходов и 191 монастырь. В то же время канонический статус от Варфоломея получили Киевский патриархат, в чьём ведении 2800 приходов и 22 монастыря, а также Украинская автокефальная церковь с 560 храмами. При этом важно отметить, что Украинская православная церковь Московского патриархата уже давно имеет практически полную самостоятельность. Она независима как финансово, так и в выборе иерархов.
Str/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
Пожилая женщина просит милостыню перед расписной стеной Михайловского Златоверхого собора в Киеве, Украина
В соответствии с решениями Московской патриархии, участвовать в таинствах признанных Константинополем церквей прихожанам РПЦ будет нельзя. Но главная проблема, которая сейчас стоит перед мирянами — это не допустить передела имущества, к чему призывают некоторые украинские политики. Кстати, патриарх Варфоломей призвал воздержаться от силового давления на священнослужителей и прихожан. Практика церковных расколов показывает, что на их преодоление часто уходят десятилетия и даже столетия. В то же время верующие, слабо разбирающиеся в перипетиях канонических правил, получают возможность молиться в канонических церквях. Пусть они не будут признавать друг друга, но душа у многих мирян при походе в храм будет спокойна.
#украина
#церковь
#раскол
Источник: news.ru